Третья встреча «Эффектории» была посвящена профессиональному росту педагога

В рамках реализации всероссийского проекта «Вектор качества образования», лидером проектной идеи которого является лицей № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга, состоялось третье заседание инновационной профессионально-общественной площадки «Эффектория».

В Год наставника и педагога центральной темой обсуждения стал вопрос о необходимости постоянного самосовершенствования учителя. Тема «Профессиональный рост педагога: право или обязанность?» обсуждалась в Академической гимназии № 56 Санкт-Петербурга, которая является победителем конкурса «Вектор качества образования» 2022 года.

Профессионально–общественная площадка проводится в формате обсуждения насущных вопросов в области качества образования. Обеспечить высокое качество без увлеченного учителя невозможно.

«Учитель, который сам не может учиться с азартом, никогда не сможет научить этому ученика. Поэтому профессиональный рост – это необходимость, особенно в условиях цифровой лавины, в которой мы все оказались. И только тогда можно говорить о педагоге как о Наставнике с большой буквы. Ведь, согласитесь, наставника нельзя назначить, им можно только стать, при условии, что ты что-то умеешь. И чтобы Наставники могли создать счастливую школу нужно сначала вырастить поколение педагогов, воспринимающих школу как счастье», — подчеркнула в своем выступлении Елена Ивановна Казакова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, директор института педагогики СПбГУ, научный редактор журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования».

Модератором встречи выступила руководитель Центрального офиса проекта «Вектор качества образования», кандидат педагогических наук, профессор РГПУ им А.И. Герцена Ирина Эдуардовна Кондракова. Размышляя о профессиональном росте учителей, она дополнила: «Так право или обязанность, если мы говорим о профессиональном росте педагога? Я бы сказала, что это обязанность перед самим собой. Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. А значит должна быть профессиональная рефлексия – педагог не должен останавливаться на одном уровне, думая, что он уже всего достиг».

Затронув тему качества контента обучающих ресурсов для педагогов, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики школы института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена Елена Витальевна Пискунова рассказала о масштабном исследовании, проведенном центром научно-методического сопровождения педагогических работников Герценовского университета. В исследовании поднимаются вопросы о том, каким должно быть сопровождение учителей, какие существуют запросы и дефициты. Было получено 24 220 ответов из 70 регионов России. Большинство педагогов-респондентов ответили, что их учат не тому, что им действительно нужно. Это означает, что система сопровождения педагогов должна иметь персонифицированный или индивидуальный подход, считают организаторы исследования.

Особо актуальным в свете результатов проведенного исследования становится проект «Педагогический форсайт», который представила директор Информационно-методического центра Василеостровского района Санкт-Петербурга Александра Львовна Гехтман.

Об интересном опыте в сфере повышения профессионального роста педагогов рассказал заместитель директора Информационно-методического центра Калининского района Алексей Викторович Вольтов.

Сегодня создаются условия для самопрезентации и популяризации уникального опыта учителей. Главный редактор научно-методического журнала «Управление качеством образования: теория и практика эффективного администрирования» Игорь Александрович Ткачев представил новый конкурс «Простые решения», направленный на популяризацию уникальных приемов в педагогической практике.

В свою очередь представители Академической гимназии № 56 рассказали о своем опыте в области повышения профессионального уровня учителей – многолетнем проекте «Программа „Профессионал“: непрерывное сопровождение профессионального развития педагога в школе». Проект предусматривает всестороннюю индивидуальную поддержку как молодых, так и опытных педагогов, ежегодную «учебу» всего педагогического коллектива в начале и в конце учебного года, научное сопровождение участников педагогических конкурсов, лекции, семинары, курсы повышения квалификации и многое другое.

Справочно

Указ об объявлении 2023 года Годом педагога и наставника Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 27 июня 2022 года.

Всероссийский проект «Вектор качества образования» разработан в соответствии с основной идеей национальной образовательной стратегии, направленной на обеспечение глобальной конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в ближайшем будущем в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования. Лидер проектной идеи – коллектив лицея № 410 Пушкинского района Санкт-Петербурга. В числе основных организаторов – РГПУ имени А.И. Герцена и редакция научно-методического журнала «Управление качеством образования».

Информация и фото: лицей № 410 Пушкинского района; Академическая гимназия № 56