Семинар на тему «Конвергенция учебной деятельности и воспитательной работы: возможности образовательного пространства школьного музейно-педагогического комплекса»

28.03.2023 года в школе № 606 с углубленным изучением английского языка  Пушкинского района Санкт-Петербурга имени Героя Российской Федерации К.Ю. Сомова в рамках XIII Петербургского международного образовательного форума состоялся семинар на тему «Конвергенция учебной деятельности и воспитательной работы: возможности образовательного пространства школьного музейно-педагогического комплекса».

В качестве спикеров семинара выступили:

  1. Сергей Михайлович Некрасов, директор Всероссийского музеяА. С. Пушкина, доктор культурологии, Заслуженный деятель искусств РФ.
  2. Николай Николаевич Миклухо-Маклай, праправнук известного этнографа-историка, руководитель Центра изучения Южно-Тихоокеанского региона института востоковедения РАН,  основатель и директор Фонда имени Миклухо-Маклая.
  3. Марина Михайловна Шмулевич, директор школы, к.п.н.,  Почетный работник общего образования  РФ,   лауреат Всероссийского конкурса «Директор школы – 2014», член Ассоциации лучших директоров России, лауреат Высшей народной награды Санкт-Петербурга «Золотой Пеликан.
  4. Ольга Сергеевна Пальмина, учитель русского языка и литературы высшей категории и премии Правительства Санкт-Петербурга «За гуманизацию школы Санкт-Петербурга» в номинации «За вклад в развитие воспитания и образования в Санкт-Петербурге».

В работе семинара приняли участие 68 педагогов, руководителей образовательных учреждений, методистов и руководителей школьных музеев Санкт-Петербурга.

Директор школы М.М.Шмулевич открыла семинар разговором об  Указе Президента РФ «Указ о проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника» от 27.06.2022г., №401 и обращении Президента России к педагогам. Обращаясь к педагогам, Президент России Владимир Путин подчеркнул, что российские учителя во все времена подавали пример своим ученикам и воспитали достойных защитников Отечества, прививали любовь к Родине и веру в Россию, а «…историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны».

На семинаре активно обсуждался вопрос конвергенции, сближения, интеграции учебной и воспитательной работы, которые объединяют тысячи  взаимосвязей, причем достаточно сложных и неоднозначных.

Внимание участников семинара было сосредоточено на  анализе  возможностей музеев Санкт-Петербурга и школьных музеев в патриотическом воспитании школьников, в воспитании российской идентичности,  любви к Родине и родному городу.

В выступлениях участники семинара подчеркивали, что Любви к Родине нельзя научить, ограничиваясь рассказом. Она рождается от чувства причастности к тому, что происходило до тебя и будет происходить после,  от веры, что история твоей школы, твоего города, твоей страны – твоя личная история. Именно поэтому особую важность приобретает настоящий, живой школьный музей, в котором каждый ученик может прикоснуться к истории и даже стать ее создателем.

На семинаре был представлен богатый опыт работы музейно-педагогического комплекса школы «Мы земляки по Царскому Селу», который в 2021 году  стал Победителем Всероссийского проекта Российского движения школьников  «Школьный музей», а в 2022 году — Победителем исследовательского марафона всероссийского фестиваля краеведческих объединений «Краефест — 2022».

Педагогам хорошо известны традиционные формы работы школьного музея, но сегодня технологии музейной педагогики обновляются, становятся более разнообразными, результативными и привлекательными как для учеников, так и для учителей.

Педагоги школы представили инновационные образовательные технологии с использовнием ресурсов школьного музея на четырех секциях:

— Традиции и новации в экскурсионной деятельности школьного музея. «Экскурсия в темноте».

— Мастер-класс: «Genius loci». Урок в образовательном пространстве школьного музея.

— Проектная работа в образовательном пространстве школьного музея.

— Музей, перформанс, театр. Иммерсивный спектакль.

         Участники семинара получили утвердительный ответ на вопрос «Может ли современный школьный музей быть полезен учителю в решении актуальных  задач  обучения и воспитания: в воспитании патриотизма, российской идентичности и одновременно в развитии проектных умений  учащихся, функциональной грамотности и творческих способностей школьника»